В июле 2019 года в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Сатке состоялся перформанс Ольги Киселевой «Бесконечность».
![](../images/infinity-info-img.png)
![](../images/info-img-1.png)
Ольга
Киселева
глазами художника
Ольга
Киселева
![](../images/satka.png)
Город Сатка
22 июля 2019 года, г. Сатка, Берёзовский карьер
в лицах
Подготовка площадки:
главный инженер Мельнично-Паленихинского карьера (МПК)
Константин Пахоруков
машинист бульдозера МПК
Александр Рындин
начальник производственного участка МПК
Вячеслав Мустафин
Воплощение:
сотрудницы Саткинской производственной площадки
Ольга Бурасова
Мария Додина
Алина Дубовикова
Марина Максютова
Наталья Маркевич
Ксения Федотова
Оксана Шинкарева
Фото:
Денис Шакиров
Ольга Киселева
Видеограф:
Антон Elfilter
Аэросъемка:
Антон Фадеев
Координация:
начальник управления внешних коммуникаций
Марина Чиркова
глазами инженера
![](../images/info-img-3.png)
Дмитрий
Борзов
Карьеры Группы Магнезит
глазами художника
Ольга
Киселева
![](../images/time-img.png)
![](../images/time-img.png)
глазами художника
![](../images/louvre.jpg)
глазами исследователя
![](../images/info-img-4.jpg)
Алиса
Прудникова
![](../images/info-img-9.png)
глазами художника
Ольга
Киселева
![](../images/info-img-6.png)
Минерал магнезит. История
глазами инженера
Дмитрий Борзов
Минерал магнезит. Свойства
глазами художника
И из-за конструктивной ошибки, случайности мы получили гораздо больше того, на что рассчитывали. Когда мы увидели эту ткань, поняли ее возможности, то стали с ней играть, использовать то блестящую, то неблестящую сторону. Она струилась, переливалась, в ней отражались голубое небо, наши девушки-актрисы. Красный цвет становился то бледно-розовым, то фиолетовым, то оранжевым, то желтым — в зависимости от того, как на него падал свет. Даже погода нам помогала, участвовала в перформансе. Прогноз обещал 10 градусов и дождь (и это в июле!). Но с того момента, как мы стали договариваться с природой, все изменилось. Вопреки всем прогнозам было яркое синее небо, по нему бежали огромные облака и разноцветные тучи. Было жарко, был ветер. И если бы у нас была возможность заказывать погоду, мы бы заказали именно такую.
Ольга
Киселева
![](../images/fabric.jpg)
глазами исследователя
А в 2020-м, таком непростом для всех карантинном году, благодаря поддержке Группы мы смогли напечатать полноценный тираж каталога биеннале. И сама наша биеннале, и то, какие отношения нам удалось выстроить с Группой, — это, конечно, очень ценный пример взаимоподдержки искусства и промышленности.
Алиса
Прудникова
![](../images/info-img-7.png)
Суперобложка каталога биеннале
глазами инженера
Рекультивация бывает разной. Можно свезти то, что не относится (пока!) к сырью, в старый закрытый карьер, сверху нанести слой почвы, высадить деревья. И через какое-то время вы уже не догадаетесь, что когда-то здесь был карьер. Можно создать искусственный отвал, который неотличим от настоящей небольшой горы. Можно затопить карьер, наполнив его чистейшей водой из подземных источников. Он станет озером, а через какое-то время там даже появится рыба.
Когда мы добываем ресурсы, мы не можем совсем не влиять на природу, но современные технологии позволяют свести этот вред к минимуму.
Дмитрий
Борзов
![](../images/life.jpg)
глазами художника
Ольга
Киселева
глазами инженера
Вспомните, как раньше выглядел металлургический завод, с его мартеновскими печами. Еще в 70–80-е расход огнеупоров составлял до 70 килограммов на тонну стали. То есть чтобы произвести 1 тонну стали, требовалось порядка 70 килограммов огнеупорных материалов. При современных технологиях производства конвертерной стали достаточно 10 килограммов огнеупоров на 1 тонну.
К тому же, разрабатывая сегодня новые технологии производства магнезиальной продукции, мы сами активно работаем над тем, чтобы наши клиенты меньшим количеством огнеупоров могли производить большее количество стали, бетона, стекла, — и у нас получается.
Далее мы создадим процессы, которые еще больше снизят расход магнезита. Получается, что мы сами увеличиваем запасы сырья — тем, что тратим их все меньше и все разумнее. Прогресс бесконечен.
Дмитрий
Борзов
глазами художника
Поэтому когда у искусства с индустрией есть взаимопонимание, и они могут взаимодействовать друг с другом — это замечательно. И всем на пользу.
Ольга
Киселева
После перформанса
глазами исследователя
— Бесконечность — как и бессмертие — один из базовых вопросов для человечества, очень поэтический и непостижимый, как невзятый редут. Мне кажется, что на 5-й биеннале мы подняли очень важную проблему: если мы когда-нибудь сможем преодолеть смерть, получится ли у нас преодолеть бессмертие?..
Алиса
Прудникова
Уральская биеннале находится в постоянном процессе осмысления индустриальности, всякий раз рассматривая этот феномен под новым углом.
5-я биеннале задумывается о результатах: что остается от производственных и художественных процессов? Продукт? Итог? След?
Размышляя о том, что остается после нас и остается ли вообще, команда биеннале выбрала тему «Бессмертие». Эту безусловно широкую тему не нужно воспринимать буквально, но стоит видеть за ней общее направление размышлений. «Бессмертие» позволяет от довольно буквальных рассуждений о продуктах производства и специфики индустриального процесса, заключенной в тиражной повторяемости, перейти к рассмотрению универсальных явлений и широких понятий.
...
Обращаясь к бессмертию, мы становимся участниками вечного разговора о времени и пространстве, о месте человека во всякой новой возникающей или конструируемой реальности и его праве на то или иное отношение к ней. Бессмертие — это повод говорить о культурной памяти, о способах сохранить нетронутой человеческую идентичность на извилистой нити времени.
из манифеста 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства
глазами художника
Ольга
Киселева
![Ольга Киселева](../images/info-img-8.png)
Родилась в Санкт-Петербурге в 1965 году, живет в Париже. В своих работах использует различные научные и технологические инновации, создавая крупномасштабные художественные инсталляции и интерактивные выставки. С начала 90-х сотрудничает с крупнейшими фирмами Силиконовой долины в Калифорнии: Apple, Yahoo, Hewlett Packard, работает в лабораториях Калифорнийского университета. С 1995 года — член Высшего института визуальных искусств при Центре Помпиду.
Ольга Киселева — участник международных выставок и биеннале в Венеции, Стамбуле, Берлине, Лионе, Москве. Ее работы находятся в собраниях крупнейших музеев мира: Парижском музее современного искусства, Музее современного искусства Рейна София в Мадриде, Центре Помпиду, Музее современного искусства KIASMA в Хельсинки, Институте современного искусства в Чикаго, МОМА в Нью-Йорке, Музее современного искусства Гуггенхайм в Бильбао, ГЦСИ в Москве, Русском музее в Санкт-Петербурге.
Город на Южном Урале. Годом основания считается 1758-й, когда был запущен Троице-Саткинский чугуноплавильный и железоделательный завод барона Сергея Строганова. Открытие в 1898 году на горе Карагай и Волчьей горе залежей «синего камня» — магнезита, сырья для производства огнеупоров — определило судьбу горнозаводского поселения. В 1901 году в Сатке был построен первый в России завод по производству огнеупорных изделий «Магнезит». На Всемирной промышленной выставке в бельгийском городе Льеже в 1905 году продукция завода была удостоена золотой медали. Сегодня Группа Магнезит — среди признанных мировых лидеров огнеупорной промышленности и поставляет комплексные огнеупорные решения и сервис клиентам по всему миру.