В июле 2019 года в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Сатке состоялся перформанс Ольги Киселевой «Бесконечность».
Ольга
Киселева
глазами художника
Ольга
Киселева
Город Сатка
22 июля 2019 года, г. Сатка, Берёзовский карьер
в лицах
Подготовка площадки:
главный инженер Мельнично-Паленихинского карьера (МПК)
Константин Пахоруков
машинист бульдозера МПК
Александр Рындин
начальник производственного участка МПК
Вячеслав Мустафин
Воплощение:
сотрудницы Саткинской производственной площадки
Ольга Бурасова
Мария Додина
Алина Дубовикова
Марина Максютова
Наталья Маркевич
Ксения Федотова
Оксана Шинкарева
Фото:
Денис Шакиров
Ольга Киселева
Видеограф:
Антон Elfilter
Аэросъемка:
Антон Фадеев
Координация:
начальник управления внешних коммуникаций
Марина Чиркова
глазами инженера
Дмитрий
Борзов
Карьеры Группы Магнезит
глазами художника
Ольга
Киселева
глазами художника
глазами исследователя
Алиса
Прудникова
глазами художника
Ольга
Киселева
Минерал магнезит. История
глазами инженера
Дмитрий Борзов
Минерал магнезит. Свойства
глазами художника
И из-за конструктивной ошибки, случайности мы получили гораздо больше того, на что рассчитывали. Когда мы увидели эту ткань, поняли ее возможности, то стали с ней играть, использовать то блестящую, то неблестящую сторону. Она струилась, переливалась, в ней отражались голубое небо, наши девушки-актрисы. Красный цвет становился то бледно-розовым, то фиолетовым, то оранжевым, то желтым — в зависимости от того, как на него падал свет. Даже погода нам помогала, участвовала в перформансе. Прогноз обещал 10 градусов и дождь (и это в июле!). Но с того момента, как мы стали договариваться с природой, все изменилось. Вопреки всем прогнозам было яркое синее небо, по нему бежали огромные облака и разноцветные тучи. Было жарко, был ветер. И если бы у нас была возможность заказывать погоду, мы бы заказали именно такую.
Ольга
Киселева
глазами исследователя
А в 2020-м, таком непростом для всех карантинном году, благодаря поддержке Группы мы смогли напечатать полноценный тираж каталога биеннале. И сама наша биеннале, и то, какие отношения нам удалось выстроить с Группой, — это, конечно, очень ценный пример взаимоподдержки искусства и промышленности.
Алиса
Прудникова
Суперобложка каталога биеннале
глазами инженера
Рекультивация бывает разной. Можно свезти то, что не относится (пока!) к сырью, в старый закрытый карьер, сверху нанести слой почвы, высадить деревья. И через какое-то время вы уже не догадаетесь, что когда-то здесь был карьер. Можно создать искусственный отвал, который неотличим от настоящей небольшой горы. Можно затопить карьер, наполнив его чистейшей водой из подземных источников. Он станет озером, а через какое-то время там даже появится рыба.
Когда мы добываем ресурсы, мы не можем совсем не влиять на природу, но современные технологии позволяют свести этот вред к минимуму.
Дмитрий
Борзов
глазами художника
Ольга
Киселева
глазами инженера
Вспомните, как раньше выглядел металлургический завод, с его мартеновскими печами. Еще в 70–80-е расход огнеупоров составлял до 70 килограммов на тонну стали. То есть чтобы произвести 1 тонну стали, требовалось порядка 70 килограммов огнеупорных материалов. При современных технологиях производства конвертерной стали достаточно 10 килограммов огнеупоров на 1 тонну.
К тому же, разрабатывая сегодня новые технологии производства магнезиальной продукции, мы сами активно работаем над тем, чтобы наши клиенты меньшим количеством огнеупоров могли производить большее количество стали, бетона, стекла, — и у нас получается.
Далее мы создадим процессы, которые еще больше снизят расход магнезита. Получается, что мы сами увеличиваем запасы сырья — тем, что тратим их все меньше и все разумнее. Прогресс бесконечен.
Дмитрий
Борзов
глазами художника
Поэтому когда у искусства с индустрией есть взаимопонимание, и они могут взаимодействовать друг с другом — это замечательно. И всем на пользу.
Ольга
Киселева
После перформанса
глазами исследователя
— Бесконечность — как и бессмертие — один из базовых вопросов для человечества, очень поэтический и непостижимый, как невзятый редут. Мне кажется, что на 5-й биеннале мы подняли очень важную проблему: если мы когда-нибудь сможем преодолеть смерть, получится ли у нас преодолеть бессмертие?..
Алиса
Прудникова
Уральская биеннале находится в постоянном процессе осмысления индустриальности, всякий раз рассматривая этот феномен под новым углом.
5-я биеннале задумывается о результатах: что остается от производственных и художественных процессов? Продукт? Итог? След?
Размышляя о том, что остается после нас и остается ли вообще, команда биеннале выбрала тему «Бессмертие». Эту безусловно широкую тему не нужно воспринимать буквально, но стоит видеть за ней общее направление размышлений. «Бессмертие» позволяет от довольно буквальных рассуждений о продуктах производства и специфики индустриального процесса, заключенной в тиражной повторяемости, перейти к рассмотрению универсальных явлений и широких понятий.
...
Обращаясь к бессмертию, мы становимся участниками вечного разговора о времени и пространстве, о месте человека во всякой новой возникающей или конструируемой реальности и его праве на то или иное отношение к ней. Бессмертие — это повод говорить о культурной памяти, о способах сохранить нетронутой человеческую идентичность на извилистой нити времени.
из манифеста 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства
глазами художника
Ольга
Киселева
Родилась в Санкт-Петербурге в 1965 году, живет в Париже. В своих работах использует различные научные и технологические инновации, создавая крупномасштабные художественные инсталляции и интерактивные выставки. С начала 90-х сотрудничает с крупнейшими фирмами Силиконовой долины в Калифорнии: Apple, Yahoo, Hewlett Packard, работает в лабораториях Калифорнийского университета. С 1995 года — член Высшего института визуальных искусств при Центре Помпиду.
Ольга Киселева — участник международных выставок и биеннале в Венеции, Стамбуле, Берлине, Лионе, Москве. Ее работы находятся в собраниях крупнейших музеев мира: Парижском музее современного искусства, Музее современного искусства Рейна София в Мадриде, Центре Помпиду, Музее современного искусства KIASMA в Хельсинки, Институте современного искусства в Чикаго, МОМА в Нью-Йорке, Музее современного искусства Гуггенхайм в Бильбао, ГЦСИ в Москве, Русском музее в Санкт-Петербурге.
Город на Южном Урале. Годом основания считается 1758-й, когда был запущен Троице-Саткинский чугуноплавильный и железоделательный завод барона Сергея Строганова. Открытие в 1898 году на горе Карагай и Волчьей горе залежей «синего камня» — магнезита, сырья для производства огнеупоров — определило судьбу горнозаводского поселения. В 1901 году в Сатке был построен первый в России завод по производству огнеупорных изделий «Магнезит». На Всемирной промышленной выставке в бельгийском городе Льеже в 1905 году продукция завода была удостоена золотой медали. Сегодня Группа Магнезит — среди признанных мировых лидеров огнеупорной промышленности и поставляет комплексные огнеупорные решения и сервис клиентам по всему миру.